СКАЗКИ НАРОДОВ ПЯТИ КОНТИНЕН
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА.
ПРОЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ " ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ".
Тема «Народные сказки»
Сказки прекрасное средство увлекательно познавать мир. В толковом
словаре В.И. Даля, что СКАЗКА – это вымышленный рассказ, небывалая и даже
несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные.
Ещё в давние времена, когда люди не умели писать, они уже рассказывали
сказки. Сотни лет их передавали из уст в уста, и каждый рассказчик преображал
сказку, прибавляя к ней что-то от себя. В сказках собраны мудрость,
жизненный опыт и знания многих поколений людей. Это своеобразный способ
объяснять жизненные ситуации и явления природы, выражать мечты, познавать мир.
Сказки дают нам уроки нравственности, честности, ума, и находчивости, без
которой, бывает, никак не выпутаться из беды. Невозможно подсчитать, сколько
сказок существует на свете. У каждого из народов, живущих в Европе, Азии,
Африке, Америке и далёкой Австралии, есть свои сказки. В них нашли отражение
особенности животного и растительного мира, национального характера народа,
обычаи и традиции той страны, где эти сказки появились.
Образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных
невзгод, переходит из сказки в сказку. Образ ловкого, смелого солдата,
победителя самой смерти, образ чудесной работницы, коварного и мстительного
царя, страшного чудовища, чудесных помощников: волк, верный конь, благодарный за
привет старичок - образы, переходящие из одной сказки в другую, подтверждают
мысль о коллективном творчестве в фольклоре. Есть ряд сказочных положений, мир
сказочных чудес, который составляет фонд народного творчества в разных странах,
есть своя сложившаяся на протяжении веков образная система, своеобразная
сказочная поэтика. Все это не было создано каким-нибудь одним отдельным
человеком. Народная сказка - результат многовековой художественной практики.
Но как бы ни были разнообразны сказки, их объединяет неизменное
стремление человека к правде, добру, справедливости, уважение к труду.
СКАЗКИ НАРОДОВ ПЯТИ КОНТИНЕНТОВ.
ПРОЕКТ ПО
ПРЕДМЕТУ " ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ".
Тема «Народные сказки»
ПЛАН РАБОТЫ
1) Узнать что такое "континент", "материк", " страна", "народ". Почему в проекте
говорится о Пяти Континентах. (идея 5 олимпийских колец, частей света)
2)Определить какие сказки будем читать, рассматривать, обсуждать,
исследовать, сравнивать. Фото сборников сказок, порядок работ;
3) Дневник: описание непосредственной работы (чтение выбранных сказок,
выявление и обсуждение общего и особенного в народных сказках разных стран,
беседы об особенностях континентов и стран и их влияние на характер сказок) ;
4) Отчет – описание и характеристика: - самих прочитанных сказок
- особенностей континентов и стран, их влияние на сказки ; -
новых слов;
5) Результаты и выводы;
6) Оформление и сдача проекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛИ:
1) Чтение сказок народов стран пяти континентов;
2) Выявление общего и особенного в сказках разных народов;
3) Рассмотрение страны и континента, и влияние на характер сказок;
4) Формирование ответственности за порученное дело.
ЗАДАЧИ:
1)Прочитать сказки, охарактеризовать их и сравнить их.
2) Рассмотреть, как влияет расположение стран на характер сказок.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1) Подбор материала по теме проекта в фондах библиотеки;
2) Чтение выбранных сборников сказок;
3) Обсуждение и сравнение сказок народов мира;
4) Знакомство с Малым атласом мира для школьников;
5) Описание проделанной работы;
6) Оформление накопленных материалов проекта;
7) Сдача проекта.
ЛИТЕРАТУРА
Для работы над проектом «Сказки пяти континентов» использовались тексты
сказок народов мира, справочная литература : толковый словарь , атлас мира ,
интернет – ресурсы по теме проекта.
Сказка – это способ увлекательно познавать мир .
Мир
сказок так таинственен и тонок,
Что каждый взрослый и ребёнок,
Ходить там может день и ночь…
Чтоб в этом путешествии помочь,
Чтоб вместе совершать открытья…
Рассмотрим этих сказок красоту…
Мы спутешествуем в мечту народа каждого…
И вот: мечта народа оживёт о счастье, мире и труде.
Вы это встретите везде…
ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Наметили, о чем будет наш проект. Какие сказки, и с какой точки
зрения будем исследовать. Тема «Сказки народов пяти континентов»
2. Окончательно определившись с темой, мы посетили центральную
городскую детскую библиотеку им. А.Гайдара. При содействии библиотекарей
ознакомились с имеющимися книгами сказок народов мира и выбрали
некоторые сборники сказок для подробного изучения и исследования. Это: «Гора
самоцветов», « Китайские народные сказки », «Ученик чародея», «Сказки народов
мира».
3. Нашли, выбрали и использовали некоторые материалы из Интернета.
4. Эти действия помогли конкретизировать нашу дальнейшую работу над
проектом.
5. Сказок разных народов великое множество. Охватить их все не
представляется возможным. И из взятых в библиотеке четырех сборников сказок
выбрали по несколько сказок для чтения, изучения , выяснения особенностей
народных сказок из разных уголков мира.
6. Прочитав каждую сказку, мы постарались выявить то, чем она похожа
на сказки других народов, а что её отличает, делает особенной. Рассматривали, в
каких странах живёт народ, создавший эту сказку. Находили эту страну на
карте мира, континента. Беседовали о стране.
7. Читая, сказки узнали новые слова и понятия. Составили из них
небольшой словарик. К некоторым сказкам нарисовали иллюстрации.
8. Оформили прочитанное, сделали выводы и список литературы.
В детской библиотеке имеется раздел « Сказки» , который содержит русские
народные и авторские сказки, сказки народов мира. Это многочисленные
тематические и общие сборники. Например: Испанские сказки, Немецкие народные
сказки, Китайские народные сказки , Народные сказки о животных, Сказка за
сказкой , Волшебная лампа Алладдина и т.п.
В этом небольшом сборнике «Сказки народов мира», представлены европейские,
азиатские, африканские, австралийские сказки. Для рассмотрения и изучения были
прочитаны: «Три свидетеля» (немецкая сказка); «Что важнее» (итальянская сказка);
«Пастушка и белый волк» (итальянская сказка); «Веер молодости» (японская
сказка); «Просяное дерево» (корейская сказка); «Испытание ума» (индийская
сказка); «Каждому своё место» (мьянманская сказка); «Себялюбцы» (австралийская
сказка); «Правдивый Мамади» (африканская сказка). Так, в сказке «Три
свидетеля», бедный, но находчивый крестьянин стал женихом принцессы. Потому, что
привел солнце, воздух и землю в свидетели своей любви. Сказки «Что важнее» и
«Просяное дерево» рассказывают, что основой хорошей жизни является, прежде
всего, труд и упорство.
СБОРНИКИ НАРОДНЫХ СКАЗОК РАЗНЫХ СТРАН
Австралийская народная сказка «Себялюбцы» о том , что люди не захотели
поделиться с собаками рыбой. Собаки же раньше помогали им охотиться, а рыбу
ловить они не сумели. Люди их прогнали. Жадность и неблагодарность–не красит
людей.

«Ученик чародея» - сборник английских сказок Из этого сборника
прочитали, рассмотрели, изучили несколько сказок: «Ученик чародея», «Сказка про
трёх поросят», «Титти-мышка и Тэтти - мышка», « Мистер Уксус», « Три медведя»,
«Три желания», «Дочь графа Мара», «Кэт-щелкунчик», «Принц Вишнёвый цвет» и
другие. Большинство из этих сказок шутливые, весёлые , бытовые и
волшебные. Но в них также рассказывается о глупости, смекалке, преданности,
упорстве и настойчивости в достижении целей. Это роднит их с русскими народными
сказками и сказками других народов мира.

В сборнике « Китайские народные сказки» - видим сказки, в которых
говорится о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле, о жадности, о чести
и смекалке, объясняются явления природы и разные жизненные ситуации. Прочли:
«Братья Лю», «Желтый аист», «Почему собаки не любят кошек», « Почему в море
вода солёная», «Золотая рыба». Так, сказка «Братья Лю», рассказывает о
пяти братьях, которые имели необычные способности: понимать язык животных,
выпить море, не боятся огня …. Эти способности помогли им выпутаться из
опасной ситуации. Сказка похожа русскую народную сказку «Семь Семионов». В
них говорится и о злых правителях. В сказках «Желтый аист», «Золотая рыба»
узнаём о том, что жадность приносит героям неприятности, они поступают не
честно. Сказка «Золотая рыба» схожа с историей из таджикской сказки «Птица
Кахка», в них главный герой отказывается от дружбы ради мешка золота и
наказан за это. Это волшебные сказки, но рассказывают о человеческих качествах,
о том, что хорошо, а что плохо. Почему в морях вода солёная, почему собаки не
дружат с кошками, объясняется в сказках «Почему в море вода солёная», »Почему
собаки не любят кошек» и других подобных историях. Таким образом, народ объяснял
природные и житейские явления. Так ли это на самом деле, мы можем узнать уже
из научно-популярной литературы. Значит, чтение сказок побуждает узнавать
новое.

В сборнике « Гора самоцветов» объединены сказки народов,
входивших в бывший СССР, а также тех, которые и сейчас входят состав России. Из
него прочитали « Что дороже?» (осетинская сказка); « Сила и смекалка »
(латышская сказка); «Охотник и тигр» (нивхская сказка) и другие. О том, что
дороже спорили два друга. Один говорил: 100 кобылиц, другой 100 друзей…Кто
оказался прав, как думаете?
На титульном листе для
наглядности темы можно поместить картинку карты мира. Она призвана показать
какие континенты упомянуты в проекте и представить где они находятся.
Предлагается так же проиллюстрировать проект картинками политических карт
:
СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА , АЗ И Я , А Ф Р И К А , Е В Р О П А ,
АВСТРАЛИЯ на которых школьник может найти те страны, сказки народов которых он
читал.
Список литературы и источников
1. Гора самоцветов: Сказки. - Чимкент: Аурика, 1993.- 159с.
2. Китайские народные сказки. - М. Детская литература,1988.- 32с.
3. Сказки народов мира .-2е изд.-М.: Ин-т инноваций и образования им.Л.В.
Занкова: Оникс,2008.- 160 с.
4. Ученик чародея: Английские народные сказки.- СПб.: Интерграф Сервис ,
1992.- 292с.
5. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная
версия / В.И. Даль. - М.: ЭКСМО. Форум, 2007.- с.251.
6. Малый атлас мира для школьника. - М.: ОЛМА – ПРЕСС,2000.-191с.
7. Кац Э.Э. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. Ч.1.-
М.:Астрель,2013.- с.80-81. 8.
https://www.google.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:
Прочитали 24 сказки, из сборников; Обсудили о чем в них рассказывается .(о
каких поступках, ситуациях) ,чему они учат ,выделили общее и особенное в
сказках; Рассмотрели какие это сказки: волшебные, бытовые ,о животных;
Познакомились, с картой мира, увидели как выглядят ,карты Европы ,Азии,
Америки, Африки, Африки , Австралии .; Нашли на картах страны ,где живут народы
,сказки которых мы читали.; Узнали , что сказки разных народов могут быть
похожи по сюжету, узнали новые слова , понятия, географические названия (река
Янцзы, Желтое море) Нарисовали иллюстрации к сказкам «Охотник и тигр», «Сила и
смекалка»
Выводы:
1. Народные сказки создал народ. У них нет одного автора. Сказки передавались
из поколения в поколение. Каждый народ знает свои сказки.
2. На земном шаре живет множество разных народов . Особенности сказок
зависят от разных природных условий и местности, в которой народ проживает ( у
моря, в горах, в пустыне, в лесу) . Общее в этих сказках отношение к труду, к
жадности, глупости, смелости. Мечта о справедливой жизни, вера в чудо. В этом
они похожи на русские сказки.
3. Сказки интересны взрослым и детям. Сказки побуждают узнавать новое.
СКАЗКИ – ЭТО СПОСОБ УВЛЕКАТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЬ МИР Братья Лю», «Желтый
аист», «Почему собаки не любят кошек», « Почему в море вода солёная», «Золотая
рыба». « Три свидетеля» (немецкая сказка); « Что важнее» (испанская
сказка);«Пастушка и белый волк» (итальянская сказка); «Веер молодости»(японская
сказка) ; « Просяное дерево»( корейская сказка ); «Испытание ума»(индийская
сказка); « Каждому своё место»( мьянманская сказка); « Себялюбцы»(австралийская
сказка);»Правдивый Мамади »(африканская сказка).Английские сказки:«Ученик
чародея»,« Сказка про трёх поросят», « Титти-мышка и Тэтти - мышка», « Мистер
Уксус», « Три медведя»,»Три желания», «Дочь графа Мара», «Кэт-щелкунчик»,«Принц
Вишнёвый цвет», «Что дороже», «Как братья отцовский клад нашли »(молдавская
сказка).Все эти сказки так или иначе рассказывают что такое хорошо и что такое
плохо, учат взаимодействию между людьми и окружающим миром, побуждают
задуматься.